Расология и общее образование

Ганс Ф. К. Гюнтер

Расология и общее образование

Об истории расологии и смежных наук

Названия европейских рас

Физические признаки нордической расы

Физические признаки западной (средиземноморской) расы

Физические признаки динарской расы

Физические признаки восточной (альпийской) расы

Физические признаки восточно-балтийской расы

Физические признаки фальской (дальской) расы

Прочие физические признаки. Судетская раса

Психические качества нордической расы

Психические качества западной (средиземноморской) расы

Психические качества динарской расы

Психические качества восточной (альпийской) расы

Психические качества восточно-балтийской расы

Психические качества фальской (дальской) расы

Приложение (Лица и карты)

Расология и общее образование

Немец со средним образованием сегодня еще не имеет знаний о расовом составе немецкого народа; как показывает опыт, этих знаний не найти и там, где следовало бы ожидать: в книгах по истории Расология и общее образование немецкого народа, в книгах об отдельных германских землях и племенах, о «древних германцах» и т.д.

До 1933 г. школа не давала знаний о расовых признаках и расовом происхождении собственного народа. Отсутствовали не только знания; что еще хуже, отсутствовало умение видеть многие вещи, о которых безошибочно можно судить по внешним чертам человека. Современный человек утратил наблюдательность. В этом повинно и естествознание, которое, следуя заветам Галилея, стремится свести все явления к математическим формулам. В результате теряется осязаемый образ явлений. В современном человеке нужно пробудить скульптора, чтобы он мог запомнить и воспроизвести форму головы, носа, губ, подбородка и т.д.

Наблюдательность нужно воспитывать. Меня Расология и общее образование всегда поражало, насколько плохо свидетели в суде описывают внешние особенности лица и тела. А ведь еще Гете говорил: «Облик человека это текст, в котором написано все, что о нем можно сказать».

Каждый, кто впервые слышит о европейских расах, о принципиальных различиях между ними или о том, что все европейские народы имеют смешанный расовый состав, сначала отнесется к этим сведениям с недоверием. И тем не менее, речь идет о различиях, бросающихся в глаза. Но люди привыкли, если перед ними не заведомый инородец, японец, негр или ярко выраженный еврей, видеть прежде всего представителя своего народа, сословия, племени, рода, даже Расология и общее образование общественного объединения или городского квартала и лишь потом замечать, блондин он или брюнет, высокий или малорослый, широко- или узколицый…

…Теория среды XIX века тоже способствовала отвлечению внимания от расовых явлений. Если при характерном для этого века образе мышления было возможно объяснить форму головы племени высотой местности, в которой оно обитает, или его образом жизни, это показывает, что еще совсем недавно наука сама затрудняла себе понимание расовых явлений. С 1900 года началась новая эпоха. Прошлая была эпохой историзма, даже историцизма, эпохой теории среды, новая во всем видит внеисторическую суть вещей. Выразителем нашей эпохи в искусстве является экспрессионизм. Мы живем в эпоху, когда народы ищут Расология и общее образование в истории характерное, вневременное, чтобы поднять силы, которым они обязаны своим величием, из сферы бессознательного на сознательный уровень… «Люди хотят сделать сознательным бессознательное развитие национальной души; люди хотят укрепить и творчески реализовать специфические особенности кровно родственной группы; люди хотят сделать народные инстинкты более продуктивными, определив их тип». Так с удивительной прозорливостью и пониманием требований расовой жизни и расового возрождения пишет сионист Мартин Бубер в своей статье «Еврейское движение» (1916).



Прежде всего, нужно задать вопрос о самой сути расы. Что означает это название? Как следует определить этот термин?

Такое определение тем более необходимо, что во многих книгах, посвященных расовым проблемам Расология и общее образование, слово «раса» часто используется без предварительного четкого определения того, что следует понимать под «расой». Обилие толкований усугубляет путаницу (см. раздел «Неверное понимание расовой идеи и злоупотребление ею» в моей книге «Нордическая идея среди немцев»).

Знание расовых особенностей европейских народов не является составной частью т.н. общего образования. При слове «раса» на ум приходят, прежде всего, желтые, черные, «краснокожие» и т.п.

Применительно к Европе многие люди вспоминают термин «кавказская раса», используемый в старых научных книгах как синоним собственно европейской или «белой» расы, к которой принадлежат почти все европейцы. Со словами «кавказская раса» ассоциируется образ приличного бородатого человека Расология и общее образование с лицом не узким и не широким, со здоровым цветом лица и русыми волосами: так в старых книгах изображают представителя «кавказской расы». [1. Термин «кавказская раса» применяется на Западе и сегодня, что порой приводит к смешным курьёзам. Так недавно диктор новостей, сообщая о гибели самолёта на Филиппинах, сказал, «что среди погибших было «двое кавказцев». Очевидно, переводчик по неграмотности подумал, что речь идет о «лицах кавказской национальности», хотя имелось в виду, что среди погибших туземцев было двое белых (Прим. пер.).] И редко представления о расовых типах Европы бывают более ясными. Слово «раса» вызывает, самое большее, смутное представление о расовой чуждости живущих среди европейских Расология и общее образование народов евреев или о высоких, голубоглазых и светловолосых древних германцах, от которых якобы произошли все немцы, или о противоположности германцев и романцев или германцев и славян или об англосаксонских «двоюродных братьях» или о «кельтских аборигенах» – более четкого содержания слово «раса» не получает. Почти все эти представления в принципе ложны…

Особое внимание к расовым вопросам, традиционное знание, по крайней мере, собственных расовых особенностей встречается только у евреев…

Благодаря т.н. общему образованию путают расу и вероисповедание, расу и язык. Почти на всех известных картах, изображающих «человеческие расы Земли», показаны не расовые, а языковые общности, например, «индогерманцы», «хамиты», «семиты», «урало-алтайские народы Расология и общее образование» и т.д. В Европе говорят о германской, романской и славянской расах и становятся в тупик, когда видят перед собой, например, жителя Нормандии, т.е. француза, «романца», выглядящего, как германец – высокого, голубоглазого блондина или такого же русского или даже финна – ведь русские якобы принадлежат к «славянской расе», а финны к «финно-угорской». Или наоборот: типичным представителем «славянской расы» средний немец считает человека среднего роста с широким лицом и выступающими скулами, но с большой долей вероятности таких людей со «славянскими» чертами нередко можно встретить в Германии и не только на Востоке, где немецкий язык граничит со славянскими. «Романцев Расология и общее образование» обычно представляют себе черноволосыми, черноглазыми эмоциональными людьми, но такие есть и среди немцев. Бывают итальянцы, испанцы, французы, румыны и прочие «романцы», выглядящие, как «древние германцы». Много таких людей среди финнов, а также среди берберов, особенно кабилов, Северной Африки, говорящих на хамитских языках. Смешение языковой и расовой принадлежности ведет к путанице. Есть германские, романские и славянские языки, но нет германской, романской или славянской расы. Язык и раса взаимосвязаны, эти связи нелегко открыть, но языковые границы никогда не являются расовыми и наоборот. Раса и народ не совпадают. Еще более поверхностно смешение расы и гражданства. Нет итальянской, испанской, греческой или английской расы. Язык, гражданство Расология и общее образование, вероисповедание, народные обычаи, все эти вещи не имеют ничего общего с расой, точнее, не связаны с ней непосредственно. Гражданство – правовое понятие, народ – исторически-цивилизационное, раса – термин естествознания, термин описательной антропологии. Расовые исследования это, в первую очередь, изучение физических особенностей людей или отдельных человеческих групп. Народ включает в себя людей, имеющих один язык и одинаковые обычаи, государство – определенную сферу власти, раса – людей с одинаковыми физическими и психическими наследственными задатками. До сих пор расология обычно ограничивалась физическими признаками и редко делала попытки описать и психические. В данной книге такая попытка сделана.

Никогда нельзя упускать из вида границы употребления Расология и общее образование терминов. Большинство ошибок расовой теории и ее неправильного понимания проистекает из описанной выше путаницы. Повторим предупреждение, которое сделал французский расолог Топинар в 1889 г. на конференции антропологов всех стран: «Позвольте мне напомнить об одном из самых достоверных фактов общей антропологии, о котором напоминают недостаточно часто: о том, что понятия расы и народа не имеют между собой ничего общего, что все народы Европы имеют примерно одни и те же расовые составляющие, только смешанные в разных пропорциях».

Термин «раса» может употребляться сначала только в связи с описанием физических признаков. Это, прежде всего, естественнонаучный термин. Расология, как и любая естественная наука, начинает с Расология и общее образование описания физических признаков, которые можно измерить, взвесить и выразить в цифрах. После этой чисто описательной работы, которая делает максимально ясным зримый образ расы, можно переходить к не менее важным исследованиям психического склада, характерного для каждой расы. То, что это второй этап работы, вовсе не значит, что он второстепенный. Физические и психические особенности расы должны быть одинаково важны для расологии. Я выбрал такую последо-вательность лишь потому, что для оценки психического склада группы людей нужно сначала четко представить себе ее физическое отличие от остальных.

Данная книга написана не затем, чтобы пополнить ряд специальных трудов на эту тему. Она призвана обострить Расология и общее образование наблюдательность, более того: пробудить понимание расовой обусловленности человеческой среды и истории.

Как определить понятие «раса»? Начнем с вопроса: каковы внешние проявления расы? Как возникают образы разных рас? Когда речь идет о желтой или о черной расе, все понятно, но как наука выделяет разные расовые типы в Европе?

Расолог, приехавший в Германию из-за рубежа, сначала пришел бы в замешательство. Ему, прежде всего, бросились бы в глаза блондины и он отнес бы их всех к одной расе. Но потом, наблюдая разные оттенки, он столкнулся бы с затруднением: где граница между светлым и каштановым цветом волос? Но и без учета этих Расология и общее образование оттенков: есть блондины высокие и низкорослые, с короткой и длинной головой, с голубыми и карими (хотя и реже) глазами, с мягкими и жесткими волосами. Означает ли каждая вариация особую расу? С учетом такого же разнообразия среди брюнетов получится бесчисленное количество рас. Но даже если этот расолог выделит ряд отдельных рас, со временем он к тому же обнаружит, что от брака двух темноволосых брахикефалов могут родиться светловолосые дети с длинными головами или один темноволосый короткоголовый и один светловолосый длинноголовый ребенок или дети переходных типов. В расы следует объединять лишь такие группы людей, которые всегда воспроизводят себе подобных.

Этот расолог быстрей сумел Расология и общее образование бы сориентироваться, если бы попал в область Европы со сравнительно однородным населением. В Швеции или Шлезвиг-Гольштейне он встретил бы особенно много высоких, светловолосых и голубоглазых людей с узкими, длинными головами, светлой кожей, мягкими волосами и рядом других особых признаков, в Альпах – низкорослых людей с каштановыми или черными волосами, с короткими, круглыми головами, плоским носом, желтовато-коричневой кожей и более жесткими волосами; в горах Албании, Боснии и Сербии, а также в австрийских Альпах – высоких, черноволосых людей с короткими головами и сильно выступающим носом и т.д. Тогда заезжий расолог быстрей создал бы классификацию, соответствующую действительной расовой картине Европы Расология и общее образование. Но в населении, живущем на территориях между названными областями, вышеописанные признаки смешаны.

Если пересечь Европу по линии от Шлезвиг-Гольштейна до Южной Италии, будет наблюдаться следующая картина: в небольшой области на северо-западе Германии, где преобладают высокие голубоглазые блондины-долихокефалы, население уже неоднородно, его меньшинство имеет более низкий рост и более темные волосы. Процент темноволосых людей увеличивается по мере продвижения на юг и становится все заметней к югу от Гарца. Очень разнообразно население Центральной Германии, где часто в одной семье разные признаки по-разному распределяются среди детей. Такая же картина и в Южной Германии, но там все больше низкорослых, темноволосых Расология и общее образование брахикефалов; в ряде альпийских областей они преобладают. На севере Италии, в долине По, картина опять становится запутанной: здесь снова увеличивается число блондинов. К югу от Умбрии они исчезают, далее живут темноволосые брахи- и долихокефалы; последние постепенно становятся преобладающими.

Иные переходы наблюдаются в баварских Альпах и Тироле. Следуя оттуда в горные области Югославии и Албании, мы опять встретим там однородное население: высоких брахикефалов с выступающим носом. В Греции – опять мешанина.

Если двигаться из Германии на восток, будет увеличиваться число приземистых, широколицых блондинов, особенно часто встречающихся в ряде польских и русских областей.

Где же живут чистые расы? Неужели они составляют только Расология и общее образование меньшинство в пяти описанных областях? Можно ли считать особыми расами низкорослых блондинов-долихокефалов, высоких брюнетов-долихокефалов, широколицых людей с сильно выступающим носом или вообще нет никаких рас и все это лишь бессмысленная игра природы? У родителей-брюнетов рождаются дети-блондины, у высоких родителей – дети маленького роста.

Наличие пяти областей со сравнительно однородным населением еще не позволяет сделать выводы, не дают доказательств и раскопки доисторических и исторических погребений, так что исследование европейских рас находится пока на начальном этапе. Деникер («Расы и народы Земли») в 1898-99 гг. еще не пришел к четкому различению чистых рас и смешанных популяций. Он насчитывал в Европе шесть Расология и общее образование основных и четыре вторичные расы. В вышедшем в 1926 г. после его смерти втором издании, к сожалению, не учтены результаты исследований после 1900 года. Рипли («Расы Европы», первое издание – 1899 г.) исходил из наличия трех европейских рас. Но результаты исследований показывают, что в Европе пять основных рас.

Кроме этих пяти основных рас можно тут и там найти более слабые или более сильные следы влияния других рас, особенно доисторических. Сильное влияние палеолитической кроманьонской расы прослеживается в Германии.

Но даже если бы при смешении рас, зашедшем еще дальше, чем сегодня, людей чистой расы вообще не было бы, даже если бы области сравнительно чистых рас Расология и общее образование исчезли в результате скрещивания, даже если бы картина распределения признаков везде казалась на первый взгляд одинаково пестрой, даже и тогда во многих случаях можно было бы проследить рассеянные в этой пестроте части чистых расовых типов и благодаря своеобразным корреляциям признаков составить представление о первоначальных чистых расовых типах.

Сбор данных о таких признаках, как рост, цвет волос, форма черепа и т.д. позволяет выявить определенные корреляции отдельных признаков, например, чем больше в населении темных глаз, тем больше темных волос и наоборот; чем выше рост, тем (за исключением Адриатики, ряда альпийских областей и Северо-Востока Европы) чаще встречаются светлые волосы и Расология и общее образование глаза; чем больше среди населения блондинов, тем больше длинноголовых (кроме Северо-Востока Европы). Темные волосы сочетаются в Германии с малым ростом, круглой головой и курносым носом.

Таким образом, сегодня, когда смешение рас не зашло еще слишком далеко, можно выявить определенные корреляции различных признаков и в конечном итоге – чистые расовые типы. Так как при скрещивании двух или более рас отдельные признаки наследуются раздельно друг от друга, корреляции не во всех случаях указывают на расы; они могут соответствовать часто встречающимся сочетаниям признаков двух или более рас.

На карте Англии области с населением самого высокого роста это также области самой светлой Расология и общее образование пигментации и самых длинных черепов. То же самое во Франции, но ее средиземно-морское побережье – область низкого роста, темной пигментации и ярко выраженной долихокефалии, а между двумя длинно-головыми расами живет низкорослая, темная, короткоголовая раса. На Адриатике и в ряде альпийских областей различаются два типа темноволосых брахикефалов: высокий с сильно выступающим носом и низкорослый курносый. На востоке Германии, балтийском побережье и в Польше встречаются два типа блондинов: высокие долихокефалы с узким лицом и узким носом и низкорослые брахикефалы с широким лицом и широким носом. Корреляции отдельных признаков позволяют в конечном итоге прийти к выводу о существовании пяти определенных европейских Расология и общее образование расовых типов.

После того, как определены основные признаки основных расовых типов Европы, можно перейти к другим признакам, таким как мягкость волос, форма века, рта, подбородка, ушей и т.д., которые лучше изучать в местах сохранения чистых расовых типов. Небольшие примеси слабо представленных рас, в частности, доисторических, считающихся «вымершими», могут быть настолько рассеяны, что по ним трудно составить четкое представление об исходном типе. Но явления наследственности можно объяснить только существованием определенных расовых типов. Поэтому глубокое знание расовых явлений и правильное решение спорных расовых проблем возможны только при знании законов наследственности.

Из всего вышесказанного наиболее целесообразным представляется следующее определение расы Расология и общее образование: раса это однородная группа людей, которая всегда воспроизводит себе подобных. «Однородная группа» означает, что данная группа по свойственному ей сочетанию физических признаков и душевных качеств отличается от любой другой. Теперь соединим вместе оба предложения:

Раса представляет собой группу людей, которая по свойственному ей сочетанию физических признаков и душевных качеств отличается от любой другой и всегда воспроизводит только себе подобных.

Крайне редко бывает, что такая группа живет как замкнутое целое, имеет одну веру, один язык и представляет собой один народ. Такими замкнутыми расово-чистыми группами остаются сегодня отдельные племена эскимосов, такими были и вымершие тасманийцы. Повторим еще раз: народ и раса это Расология и общее образование разные вещи. Карты распространения народов, языков и рас не совпадают.

(Примечание. Если современный человек, с зоологической точки зрения, представляет собой единый вид, то отдельные расы следует считать подвидами (разновидностями). Но есть также основания считать сильно отличающиеся друг от друга по наследственной картине человеческие расы отдельными видами. Этот вопрос еще не выяснен окончательно).

Расология попадает в щекотливое положение, когда она объявляет большую часть европейцев гибридами. Это делает ее неудобной для «познания самого себя» наукой. Распространение знаний о расологии Европы особенно затруднено тем, что установленные этой наукой факты наталкиваются на всеобщие предрассудки и сопротивление. Результаты, достигнутые расологией, в повседневной жизни очень Расология и общее образование легко искажаются и в искаженном виде передаются дальше без критической оценки или применяются к отдельным случаям и часто тоже без критической оценки, как и отвергаются без нее. Расология для общественного сознания нечто совершенно иное, чем просто еще одна наука: она имеет дело с тем, что близко касается каждого человека и к чему каждый человек особенно чувствителен – с неизменными наследуемыми и передаваемыми по наследству физическими и психическими особенностями человека.


documentajwxuon.html
documentajwybyv.html
documentajwyjjd.html
documentajwyqtl.html
documentajwyydt.html
Документ Расология и общее образование